Известные события в Бирюлеве активизировали работу мысли чиновников в неожиданном направлении. По-видимому, в целях  урегулирования ситуации в последнюю неделю стали поступать весьма «конструктивные» и «своевременные» предложения  о создании некого госоргана по делам религий. По словам некоторых из государственных деятелей,  в Кремле  буквально прорабатывается вариант создания поста своего рода комиссара по межконфессиональным связям.

Отношение Церкви к подобным экстремальным проектам, как мы понимаем, вполне ординарное и бескомпромиссно негативное. Конечно же, против возрождения Совета по делам религий, пусть даже под новым, уклончивым названием «аппарат омбудсмена»,  не первый день последовательно выступает Священноначалие Православной Церкви, главы и представители традиционных конфессий, прозвучало также не одно мнение  церковно-общественных деятелей, каждое из которых содержит серьезный контраргумент в отношении данной инициативы.  Союз православных граждан просит прислушаться к ним.

Во-первых, за любыми проектами создания «комиссариата по делам религий»  традиционно стоят  круги, выступающие против национальных интересов России. Их целью является ограничение и ослабление Русской Православной Церкви как важнейшего державообразующего института, создание «сдержек и противовесов» ей в виде сект, раскольнических групп, радикального либерализма и псевдорелигиозного экстремизма. Те, кто представляют эти круги, «втемную» используют госчиновников, озабоченных проблемой межнациональных отношений, и предлагают им заведомо ложный путь.  Сложившиеся ныне церковно-государственные отношения  — это сильная сторона  политики президента, а создание подобного ведомства может только разрушить эти отношения, вытолкнув  Церковь и православную общественность в оппозицию. Таким образом, глава государства может лишиться своей самой надежной опоры — того, что он сам в речи на Валдае  назвал  приоритетным фактором в политике.  

Важно и то, что немалую роль в лоббировании так называемого «аппарата омбудсмена» играют и хорошо организованные и материально обеспеченные силы радикального ислама, которым жизненно важно удалить Русскую Православную Церковь от государства, поставив ее в один ряд с многочисленными религиозными объединениями. Именно эти силы зачастую спекулируют на теме борьбы с экстремизмом и, соответственно, необходимости создания подобного госоргана.

А какие меры по выходу из сложившейся ситуации можно было бы назвать действительно конструктивными?

Скажем,  создается должность или орган по национальному и мигрантскому вопросу, но при этом принципиально оговаривается, что в компетенцию этого руководителя и органа межконфессиональные вопросы не входят! В России эффективно действует Совет по взаимодействию с традиционными конфессиями при Президенте России, и это оптимальная (без посредников и «комиссаров») форма взаимодействия государства и традиционных религий.

На наш взгляд, государство ни коим образом не должно стеснять Русскую Православную Церковь и другие традиционные религии,  создавая «госорган–посредник», но, напротив, должно максимально  развивать социальное партнерство с ними, ибо, как отметил президент Путин,  нельзя вульгарно трактовать термин светское государство с атеистических позиций. Слава Богу, светское государство ныне намерено развивать партнерство  с Церковью максимально поддержать ее опыт и усилия по созидательному воспитанию русского и других народов России, по профилактике межнациональной розни и конфликтов.

Замечательный  современный  художник Павел Рыженко написал великолепную диораму «Крещение дружины князя Владимира».  Это более чем актуальная тема! Наша политическая элита  должна обратиться к Богу, только тогда она станет неуязвимой для любых провокаций, а Россия — процветающей и могучей страной.

 

Валентин Лебедев,

Председатель Союза православных граждан

22.10.2013