Как считают итоговые баллы в школе и почему это не работает

Многие сетуют на то, что электронный журнал просто портит нам жизнь. Слишком много технологий. Наш блогер, педагог Анастасия Дурягина решила посмотреть на проблему более практично — с точки зрения того, как высчитываются машиной четвертные оценки

 
Для тех, кому до школы остался год. Как подготовить ребёнка и себя к походу в первый класс

Сейчас мы все шагаем в ногу со временем. Это нормально. Всё развивается, меняется, в школу приходят новые технологии. Сейчас дети начинают получать четвертные оценки (логично, ведь вторая четверть подошла к концу). Но многих родителей смущают четвертные баллы, потому что их высчитывает и выставляет электронный журнал.

Как только оценка появляется в журнале, у продвинутых родителей приложение на телефоне отправляет смс. Удобно, быстро, но не всем доступно. Так, например, у петербургских родителей нет официального приложения для телефонов. Когда выставляют четвертные оценки, приложение выдаёт подсчет среднего балла. Вот с ним давайте и разберёмся.

Раньше учителя (да и родители) сами выводили средний балл по каждому предмету. Складываем оценки, делим на их количество — вот он, итоговый балл. Если это было не целое число, учитель мог округлить до ближайшего в пользу ученика. Сейчас всё иначе.

В каждой школе РФ есть свой локальный акт, где чётко прописано от какого среднего числа можно ставить «4» и «5». Если возникает спорный момент, можно попросить учителя посмотреть именно локальный акт по оценкам вашей школы. В одних школах 4,5 — это уже 5, в других надо набрать 4,75, чтобы машина (ЭЖ) округлила до «5».

 

Что думают о машинном округлении учителя и родители

  • «В нашей школе „5“ ставится от 4,51»…
  • «Все зависит от школы. У нас в школе 4,5 — это 5, а в лицее 4,75 — это 5».
  • «Это не учителя, а система. Если я в ЭЖ нажимаю „Проставить итоговые оценки“, то даже 4,5 журнал сам выводит как 5, т. е. в пользу ученика. Именно так и рекомендуют выставлять итоговые оценки по окончании школы. Когда мы учились, нам не по среднему баллу выставляли, а по тому, каких оценок больше. Было просто, понятно и не так противно. Детей жалко в такой ситуации. А потом мучительно рожаем идеи повышения мотивации…»
  • «Когда я училась, было проще. Сейчас тяжелее получить 5 в четверти: у ребенка было по литературе 20 пятерок, под конец четверти он читает на скорость, ему ставят 3. Что в четверти? А в четверти 4 поставили, словно этих 20 пятёрок и не было, вот так. После этого ребёнок сказал, что какой вообще смысл стараться, если один промах решает всё. Проще выбрать золотую середину — 4 в четверти».
  • «Пишу как родитель. Эта балльная система очень бьет по нервам. Очень обидно за ребенка, у которого идут одни пятерки, а потом из-за случайной четвёрки резко падает бал. Не потому, что ребенок не знает темы, а просто человеческий фактор, например, невнимательность. Просто нет настроения, устал, ребенок же (что, с нами взрослыми такого не бывает? Нас же за это с работы не увольняют или премии и зарплаты не лишают. Выговоры в трудовую не пишут). Поднять обратно этот бал ужас как сложно».

Дети в начальной школе, в отличие от среднего звена и старших классов, больше всех переживают за каждую отметку, которую они получают. Я уверена, нет равнодушных детей. Родителей тоже нет равнодушных.

Как формируется школьная оценка: человек против машины

Оценки всегда субъективны. И не только со стороны учителя. Хотя большинство и старается быть объективным, но человеческий фактор никто не отменял.

Учитель, несомненно, использует оценку как инструмент воздействия на ученика. Возомнившего о себе слишком много отличника можно чуть занизить, чтобы продолжал учить материал добросовестно, а слабому создать ситуацию успеха, чтобы поверил в свои силы. А ещё, если у учителя есть сомнения, больше или меньше ставить, то выбирают, как правило, в пользу ученика, то есть в большую сторону.

 

Учитель может не согласиться со средним баллом, который посчитал ЭЖ, и выставить другую оценку (ниже/выше). Но потом на педсовете придётся объяснять свои действия. А всем ли этого хочется?

Любая оценка учителя относительна. Хотим мы этого или нет, мы, учителя, сравниваем ответы ученика с ответами его одноклассников. Каждый из нас сталкивался с такой проблемой

Хорошо, если речь идёт о сильном классе, а если нет? Где вообще взять объективный критерий оценки? Даже по математике она всегда носит субъективный характер — по отношению и к учителю, и к ученику, и к программе, и к уровню подготовки класса в целом.

В отличие от оценки, выставляемой компьютером, балл учителя в школе имеет и воспитательное значение. Именно поэтому чаще завышают, чем занижают, пытаясь как-то стимулировать учащегося.

 

«Опять двойка» — картина художника Фёдора Решетникова, созданная в 1952 году. Хранится в Третьяковской галерее.

 

Хочется верить и надеяться, что оценки, баллы, средние баллы не сломают наших детей. Многие родители совершают ошибки, когда привязывают успех ребёнка только к пятибальной системы.

Как выработать у ребенка правильное отношение к школьным оценкам

Не надо ругать, не надо унижать ребёнка по поводу оценок. Это стресс. Ему надо спокойно разъяснить:

Во-первых, это его оценка только на данный момент. Позже она изменится, если он захочет. Нужно всего лишь приложить усилие.

Во-вторых, это по большей части оценка его поведения и соответствия ответов указаниям в методическом пособии преподавателя. То есть для хорошей оценки важно не то, как много ты знаешь, а то, понравился ли твой ответ учителю, согласен ли он с твоим мнением.

Конечно, формально запрещено ставить оценки не за знания, а за поведение, но учителя все равно это делают. Ребенок должен понять, что оценка не определяет его как человека. Не влияет на отношение родителей, которые его любят. И существуют более важные вещи, чем мнение о нем других людей.

Источник