Доклад на круглом столе «Актуальные вопросы школьного образования в контексте Указа Президента «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» от 08.12.2022. 

Россия сегодня переживает очередной драматический период своей национальной истории. Ей опять приходится отстаивать в навязанной войне своё право на существование. Сегодня принято называть тот тип войны, в котором мы участвуем, гибридной войной. И её важнейшим компонентом является война когнитивная. То есть война смыслов.

Основным инструментом когнитивной войны является цивилизационная перевербовка населения противника. Если вам удаётся сменить или деформировать определённым образом национальную идентичность противника, то горячая война уже не требуется. Перевербованный и ментально пленённый противник добровольно исполняет волю завоевателя.

Распад СССР стал результатом проигрыша когнитивной войны, в которой сначала была перевербована элита, захотевшая отказаться от самобытного национального пути развития для смены его на универсалистскую западную либеральную модель, и эта элита потом повела туда страну и народ.

Прозрение наступило, когда часть элиты поняла, что на этот праздник жизни нас приглашают не как участника, а в качестве еды. На это понимание было потрачено более 15 лет. Потом ещё лет 10 они жили в иллюзии, что можно уговорить Запад поменять их статус обратно с еды на участника. И только увидев, что их на блюде уже несут на стол, решились на активное и открытое сопротивление.

За это время мы потеряли три поколения, воспитанных в либеральной матрице. Поэтому ключевым вопросом нашего выживания сегодня является возвращение на круги своя – восстановление утраченной или значительно деформированной национальной идентичности, возврат к смыслам и целям национального бытия.

Нам необходимо экстренно запустить реакцию обратного химического преобразования населения в народ, параллельно завершая национализацию элиты. Без успеха на этом маршруте всё технологическое и экономическое развитие страны окажется бесполезным, подобно зданию, стоящему на песке.

Сегодня информационные медийные технологии позволяют за достаточно короткий исторический период радикально переформатировать содержание национальной идентичности у значительной части населения той или иной территории, как мы видим это на примере Украины. Поэтому, понимая, что главной угрозой исторической субъектности России и существованию её государственности является размывание и утрата национальной идентичности русских, государствообразующего народа, главной задачей нашего исторического выживания должен стать поиск путей и механизмов решения этого основополагающего вопроса.

И для начала необходимо понять, стоит ли за понятием национальной идентичности некая онтологическая реальность, или это всего лишь социальный конструкт, созданный ради задач совместного выживания или социально-политического оперирования населением в качестве инструмента реализации власти и управления.

Современное светское сознание однозначно понимает его как конструкт. Отсюда – многочисленные попытки придумать или сконструировать новую национальную идею взамен утраченной советской ещё во времена Ельцина. Самым радикальным предложением в то время было сделать национальной идеей деньги. Что, надо признать, глядя на сегодняшнюю действительность, в значительной степени удалось.

 В противоположность светскому сознанию, религиозное распознаёт некую онтологическую реальность, лежащую в основе национальной идентичности. Поскольку приходится формулировать это пунктирно, я пропущу богословское обоснование этого тезиса и сразу перейду к определению.

Наилучшее из встреченных определений дал Владимир Соловьёв, согласно котрому, национальная идея – это не то, что народ думает о себе, а то, что Бог думает о народе. Таким образом, любой народ есть творение Божие. Он длит своё историческое существование до тех пор, пока исполняет Божественный замысел о себе. Уклоняясь от него или искажая его смысл, народ может сойти с исторической сцены, сохранившись в виде осколка, или полностью растворившись в других народах.

Исходя из такого понимания, национальную идею, лежащую в основе национальной идентичности, нельзя изобрести или сконструировать – её можно лишь осознать или открыть для себя. И если для государя (или в широком смысле – власти) по Макиавелли интерес должен доминировать над нравственностью и религиозными принципами, политик, правильно понимающий основания своей власти, должен следовать воле Божией, чтобы успех ему сопутствовал.

Для этого он должен не жалеть усилий и всячески способствовать осознанию и правильному пониманию народом и элитой своего национально-исторического предназначения. То есть, говоря современным языком – осознанно и последовательно заниматься формированием национальной идентичности у подрастающих поколений. И главным инструментом для решения этой задачи является национальная система образования.

Если не решается эта главная задача, то любые усилия, направленные на экономическое развитие, военную промышленность, строительство вооружённых сил могут дать лишь временный успех, но в итоге всё равно закончатся крахом. Ибо для Бога нет смысла в существовании народа, не исполняющего его замысел.

Констатируя всё вышесказанное и разобравшись с определениями и приоритетами, давайте теперь зададим себе вопрос, а что же мы имеем сегодня на этом главном направлении в качестве национальной системы образования? И ответ, что мы имеем катастрофу, думаю, не удивит никого из присутствующих.

Сегодняшнее образование – это результат тридцатилетних, очень грамотных и эффективных усилий по его разрушению. А точнее, по программированию его на результаты, прямо противоположные изложенному выше. И главное, что люди, управлявшие этой катастрофой – все по-прежнему на командных высотах. Они или их идейные наследники.

То, чем они занимались и продолжают заниматься – это, по сути, подрывная антигосударственная работа. И все попытки опять эту систему реформировать совершенно бесплодны. Потому что те же самые люди опять возглавят очередную реформу, которая, как всегда, будет имитационной. Придумают новые принципы реформирования и блестяще за них отчитаются. Наибольший эффект могли бы дать кадровые решения, но поменяв командиров, государство не сможет сегодня поменять всю пирамиду, подходы и принципы функционирования, которые формировались более 30 лет. Эта система очень инерционна. И она будет продолжать сопротивляться и имитировать.

Так есть ли выход из этого стратегического тупика, и если да, то каков он должен быть? Ответим – есть, и он должен быть асимметричным!

В тёмном царстве современного общего образования есть луч света. И это существующая сегодня в России система православных гимназий. Задача правильного формирования национальной идентичности уже присутствует там имплицитно. Все из них были в своё организованы бескорыстными энтузиастами и работали вопреки государственной системе образования, которая, воспринимая их как конкурентов, лишь допускала их существование, но не помогала и не поддерживала. Несмотря на формально декларируемое равенство субъектов образовательной деятельности.

И хотя даже неоднократно в выступлениях Президента говорилось о необходимости уравнять школы, созданные с участием РПЦ, с государственными, те небольшие существующие на сегодня системы поддержки их были достигнуты лишь личными инициативами отдельных энтузиастов и очень извилистыми путями. И пора наконец вернуть православному образованию на институциональном уровне то, что государство задолжало ему давным-давно.

Задачу, которую мы должны сегодня поставить, это добиться кратного качественного и количественного роста православных школ. Их совокупный опыт сегодня может быть взят за основу для формирования эталонной модели современной русской школы.

Однако быть взятым прямо сейчас в качестве образца для массовой государственной школы он не может. Во-первых, как раз потому, что они православные. Мы не можем игнорировать тот факт, что значительная часть сегодняшнего населения России люди светские, или иной религиозной ориентации. Во-вторых потому, что то, что вырастало столько лет естественно и органически, не может быть механически интегрировано в существующую систему образования. Решение, которое мы предлагаем заключается в создании параллельной системы образования.

Качественный и количественный рост православных гимназий в России до сих пор искусственно сдерживался внешними причинами. Государственная система образования всегда воспринимала частное образование как конкурента, развитие которого надо максимально сдерживать. А православное образование – вдвойне.

Православные школы вынуждены были развиваться в заведомо и многократно худших конкурентных условиях по сравнению с государственными. Хотя на уровне государственной образовательной политики декларировалось равенство субъектов образовательной деятельности. Поэтому до сих пор православные школы составляют чрезвычайно незначительный сегмент общего образования, где-то на уровне 0,2-0,3 % от общего числа учащихся. И находясь в таких заведомо худших условиях существования, они при этом показывают неизмеримо более высокую эффективность.

Потому чиновники от образования вполне обосновано опасались того, что в случае обеспечения православным школам равных с государственными условий существования начнётся массовый переток учащихся из государственных школ, что станет наглядным доказательством неэффективности государственной системы образования и сужением кормовой базы самих чиновников.

Сегодняшние, по истине революционные изменения всех обстоятельств нашей национальной жизни, и вызовы, стоящие перед нами, дают уникальный шанс изменить положение православных школ. Сконцентрировав ресурсы и объединив усилия, мы могли бы поставить перед собой задачу достичь реального равенства в условиях существования православных и государственных школ. Это равенство должно прежде всего выражаться в равном финансировании, доступе к современным школьным зданиям и учебному оборудованию, правовом статусе наших педагогических кадров.

Итогом тех изменений, которых мы хотим добиться, должна стать возможность для любой семьи при выборе школы учитывать лишь свои предпочтения, а не какие-либо другие соображения, как то: необходимость выбирать платное, или бесплатное образование, возможность учиться в доступно расположенном, красивом и современно оснащённом школьном здании, а не в переоборудованном детском саду без нормального спортивного зала и просторных рекреаций. И тогда мы посмотрим, какой реально процент семей с детьми школьного возраста выберет православное образование.

Мы должны донести до тех, принимающих решения государственных мужей, которые обладают хоть в малой степени субъектно-национальным сознанием, что они должны быть крайне заинтересованы в таком проекте. Что им нужны школы, где будут воспитывать детей, которые, получив хорошее общее и высшее образование, не будут мечтать о работе заграницей и в случае необходимости будут готовы защищать Родину, а не дезертировать всеми возможными способами. Которые станут ресурсной кадровой базой государственных служащих, мотивированных идеей служения отчизне, а не коррупционными возможностями той или иной должности. Которые смогут в свою очередь стать учителями, воспитывающими будущих патриотов, а не национал-предателей. И для которых традиционные религиозные ценности и большая дружная многодетная семья будут восприниматься как норма, а не маргинальная особость.

Успешность этого проекта смогла бы стать наглядным примером траектории и направления изменений, необходимых и государственным школам, и мы могли бы получить желаемый результат на общегосударственном уровне без особого реформаторского насилия.

Но наряду с этим предложенным маршрутом остаётся вопрос, а можно ли что-то всё-таки сделать сегодня с государственной системой образования в направлении желаемых изменений. И здесь есть два простых по исполнению решения.

В современных образовательной государственной образовательной программе есть два главных предмета, прежде всего отвечающих за формирование национальной идентичности. Это история и литература. Поэтому надо добавить к списку обязательных для всех выпускных школьных экзаменов экзамен по литературе и истории. Чтобы это не было профанацией, они должны сдаваться на внешней независимой площадке (по типу ЕГЭ) и участвовать в сумме баллов для поступления в высшие учебные заведения.

Но для этого нужно всё-таки завершить работу над правильным учебником истории и пересмотреть обязательный список произведений по литературе.

Думаю, что замена «Одного дня Ивана Денисовича» на «Молодую Гвардию» безусловно пойдёт государству на пользу.

 

Тишков Михаил Борисович, директор православной гимназии «Радонеж»