Материал не усваивается, общения нет

Сами подростки отмечают негативное влияние на них цифровизации образования, хотя при этом буквально живут в сети. Об этом говорится в научной статье, посвященной цифровизации образования, в журнале "Народонаселение" ФНИСЦ РАН.

Социологическое исследование "Подростки 360°", проведенное в рамках стратегической программы "Подростки России" уполномоченного при президенте РФ по правам ребенка в 2022 году, показало, что подростки 14–17 лет демонстрируют в основном неприятие дистанционно-цифрового формата из-за неусвоения материала и трудностей психологического характера: плохое восприятие материала (63% опрошенных), нехватка общения с учителями (49%) и одноклассниками (51%), плохая концентрация внимания (50%), ощущение высокой загруженности (46%) и чувство одиночества (34%). Депрессия стала обычным явлением.

"Повсеместное навязывание сторонниками цифровизации онлайн-курсов, тестирования, геймификации... негативно влияют на отечественную систему общего образования. Отсутствие упорного ежедневного труда ребенка в добывании и усвоении знаний в непосредственном контакте с преподавателем, принижение роли ремесленного труда в школе и замена труда умственного получением цифровой информации приводит к отсутствию базовых знаний, а по сути — к имитации образования.

Ранняя профилизация детей, а также использование формально тестирующих цифровых программ в определении направления будущей деятельности молодого человека нежелательны и представляют риск предопределенности будущей профессии и ее зависимость от "цифрового следа", — говорится в статье.

Автор Елена Скворцова из Института социально-экономических проблем народонаселения РАН также отмечает важность ручного труда в воспитании и нравственном взрослении человека. До 2000-х урокам труда и домоводства отводилось 3 часа в неделю. Но затем они были заменены уроками технологии с обучением 1 час в неделю. С тех пор школьников перестали учить труду, от которого они отчуждены.

Что касается цифрового следа, то доцент кафедры общего переводоведения факультета межкультурной коммуникации Московского государственного лингвистического университета, член Союза литераторов России Анна Горностаева рассказала, что ее сын в семь лет два раза сходил на секцию футбола, после чего бросил, так как ему не понравилось. Но в цифровом портфолио уже несколько лет сохраняется информация о том, что он занимается футболом. То есть стоит ребенку что-то сделать, как это начнет ему предлагаться.

Многие эксперты считают очевидной связь между цифровизацией образования и ранней профориентацией. Они считают это инструментом селекции детей с помощью искусственного интеллекта. На основании их цифрового следа цифровая система задает их "траекторию" уже в раннем возрасте.

Стоит отметить и то, что в целом здоровье детей неуклонно ухудшается. Более чем у половины школьников есть хронические заболевания. С 2010 по 2017 гг. частота нарушений здоровья детей увеличилась в 1,5 раза, а хронических болезней — в два раза. Все больше детей не могут мыслить, испытываются синдром хронической усталости, нарушение пищеварения, головные боли. Депрессия, тревожность и поведенческие нарушения, вызванные цифровой зависимостью, входят в число причин заболеваемости и инвалидности среди подростков.

Сейчас уже каждый сороковой российский ребенок — инвалид. Их более 720 тыс. В мире идет тот же процесс. По данным ВОЗ, если в 2012 году аутизмом страдал 1 ребенок из 88 детей, то к 2025 году может быть 1 из 30. Рост в три раза.

https://www.nakanune.ru/articles/121389/