Учителя смогут требовать от учеников соблюдения дисциплины на занятиях и выполнения правил поведения в школе.

В том числе преподаватели смогут ограничивать использование мобильных телефонов на уроках. Такие нормы содержит законопроект о статусе педагога, который 27 октября внесен в Госдуму.

Взрослым разрешат, детям запретят

Как следует из пояснительной записки к документу, «законопроект усиливает главенствующую роль педагога в процессе обучения и воспитания в образовательной организации». Для этого предлагается наделить учителей новыми правами, а учеников — новыми обязанностями. Их хотят вписать в уже действующий Закон «Об образовании».

Так, статью 28 «Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации» предлагается дополнить положением, которое позволяет школам устанавливать требования к дисциплине на занятиях и правилам поведения в учебном заведении. Также предлагается дополнить статью 43 «Обязанности и ответственность обучающихся» требованием соблюдать эти нормы.

Еще одно положение законопроекта касается использования средств связи на уроках. Для этого в законе предложено указать, что ученик обязан «не пользоваться средствами связи во время проведения учебных занятий, за исключением случаев, предусмотренных образовательной программой, или возникновения угрозы жизни или здоровью участников образовательного процесса или иных экстренных случаях».

Кроме того, предусмотрен механизм обязательного рассмотрения администрацией учебного заведения обращений педагогов о применении дисциплинарных взысканий к учащимся, которые нарушают правила.

Как сказала «Парламентской газете» член Комитета Госдумы по просвещению, один из авторов внесенного законопроекта Лариса Тутова, разработка и принятие документа станут «замечательным результатом» Года педагога и наставника. Она подчеркнула, что «это будет закон не по защите прав педагогов, а по уравниванию прав всех сторон образовательного процесса».

Защита учителей от неуважения

Первый зампред Комитета Госдумы по просвещению Яна Лантратова в разговоре с «Парламентской газетой» подчеркнула, что законопроект о повышении статуса педагога поможет оградить учителей от неуважительного поведения со стороны некоторых детей. Сейчас нередко бывают случаи, когда они просто боятся идти в класс.

«Это ненормальная ситуация, что учитель чувствует себя уязвимым. Мне написали, что произошел случай, когда учитель стал спрашивать домашнюю работу, ученик запрыгнул на подоконник, достал телефон, открыл окна и начал угрожать, что если у него спросят домашнюю работу, он спрыгнет», — рассказала она.

Статус педагогического работника сильно подорвало то, что образовательный процесс в России годами воспринимался как услуга, считает член Комитета Госдумы по просвещению Анатолий Вассерман. Он напомнил, что вычеркнуть за закона «образовательная услуга» парламентариям удалось сравнительно недавно, сейчас оно применяется к различным платным кружкам.

«Согласитесь, что школьник не может себе во всех подробностях представить, как будет развиваться его жизнь, соответственно он не может знать, что ему в жизни пригодится. И задача школы — дать то, что может пригодиться при самых разных обстоятельствах», — пояснил парламентарий.

Вице-спикер Госдумы Борис Чернышов уточнил, что, согласно законопроекту, каждый регион сможет принимать решения, не оглядываясь на федеральный центр. Это должно помочь в деле выстраивания дисциплины в образовательных организациях.

«Авторитет у учителей был всегда. Но здесь идет разговор о том, что мы даем больше инструментов для регионов, чтобы на региональном уровне и на районном уровне, создать учителям условия для более четких форматов обеспечения их прав», — подчеркнул он.

 

https://dzen.ru/a/ZTvTABk34xnvZouU?referrer_clid=1400&