Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, состоявшийся в феврале этого года, призвал государство не принуждать людей к принятию новых технологий учёта и обработки персональных данных, которые могут помешать им свободно исповедовать веру Христову и следовать ей в делах личных и общественных. Об этом важнейшем решении для газеты «Дари добро» (N 2, 2013) рассказывает Ольга Яковлева, председатель «Союза православных юристов», адвокат Московской областной коллегии адвокатов, почётный адвокат России.

- Чем информационное общество отличается от традиционного общества и государства, существующих не одно тысячелетие?

- В России, как и в других странах, предпринимаются попытки построения так называемого информационного общества. Условием его создания является полная ликвидация традиционной системы учёта персональных данных при реализации гражданами своих прав. Внедряются автоматизированные способы учёта, основанные на применении электронных и наноэлектронных технологий. Конституционные обязанности власти по обеспечению прав граждан трансформируются в платные электронные услуги, а место государства занимают коммерческие структуры, в первую очередь банки.

- Как банки могут подменить государство? И как юридически возможна передача власти частным банкам?

- Законотворческий процесс последних десяти лет представляет собой негласную правовую реформу, цель которой - постепенный демонтаж национального государства и передача полномочий органов власти наднациональным коммерческим структурам. Ключевыми понятиями Конституции РФ являются права и обязанности. Они есть и у граждан, и у государства. Права граждан не продаются и не покупаются. Конституция России гарантирует нам, гражданам право на достойную жизнь, социальное обеспечение, бесплатную медицинскую помощь, образование и другие права. Обязанность по обеспечению наших прав возложена на государство. Свои обязанности государство должно выполнять бесплатно для граждан. Сегодня именно эти основополагающие принципы незаметно, но последовательно вытесняются из законодательства и жизни общества и государства. В информационном обществе могут существовать только продавцы и покупатели, клиенты и структуры, предоставляющие различные услуги. Неважно какие, парикмахерские или пенсионные, медицинские, образовательные. Наши конституционные права на пенсионное обеспечение, бесплатные медицинскую помощь и образование, другие права становятся лишь услугами, которые оказываются коммерческой структурой на платной основе и по её правилам.

- Какие законы позволяют передать коммерческим структурам властные полномочия по обеспечению наших основных прав?

- В июле 2010 года, в самый разгар лесных пожаров, охвативших Россию, был принят Федеральный закон (ФЗ) N 210 «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг». В этот момент гражданам было не до новостей из Государственной Думы. Закон рассмотрели «по-воровски», тихо и незаметно. Так, без всенародного обсуждения был осуществлён правовой переворот, в корне изменивший концепцию отношений гражданина и государства, закреплённую в Конституции России. Этим законом конституционные полномочия и обязанности органов власти незаконно трансформированы в коммерческую деятельность по предоставлению «платных электронных услуг».

- Но понятие «услуги» отсутствует в Конституции России(!) В Конституции нет и не может быть принципа оплаты гражданами деятельности органов власти.

- Именно эту неконституционную концепцию закрепляет ФЗ-N 210. В статье 2 закона даётся понятие «государственная услуга». В нарушение Конституции РФ отныне любая деятельность по реализации функций органов государственной власти является государственной услугой.

- Зачем банкам принимать на себя обязанности государства по обеспечению наших прав? Цель любой коммерческой структуры - это извлечение прибыли.

- Банки и будут получать прибыль и прибыль немалую за продажу нам наших конституционных прав в электронной форме. Создание рынка электронных услуг для получения с населения платы за электронные услуги в жизненно важных сферах жизни планировалось задолго до принятия федеральных законов по созданию информационного общества. 28 мая 1999 года принята «Концепция формирования информационного общества в России» N3. В ней с полной откровенностью раскрывается стратегия сдачи конституционных полномочий государства по обеспечению прав граждан коммерческим структурам и перевод правоотношений во всех значимых сферах жизни на платную основу: «На начальном этапе создания социально значимых информационно-коммуникационных систем и комплексов (в сферах трудоустройства, образования, здравоохранения, социального обеспечения и других) государство берет на себя основные расходы, но в дальнейшем уходит с рынка. При этом предполагается, что значительные финансовые ресурсы будут поступать от населения в виде оплаты предоставляемых информационных и коммуникационных услуг...» (Источник: Институт развития информационного общества, http://www.iis.ru/library/riss/).

Сегодня государством на наши деньги создаются информационные системы, выпускаются электронные карты, создается рынок электронных услуг. (В конце 2011 года общие затраты на УЭК до 2016 года оценивались в 101,3 млрд руб., еще ранее Минэкономики называло сумму 135-170 млрд руб...». http://1prime.ru/Government/20130214/761188604.html Потом государство уходит с рынка, оставляя своих граждан один на один с банками и другими коммерческими структурами, ждущих своих прибылей от продажи гражданам электронных услуг. Нужно помнить, что, в отличие от государства, банки не имеют перед гражданами никаких конституционных обязанностей, поэтому отношения с ними будут строиться на основании гражданского правового договора и все споры по оказанию электронных услуг разрешаться в суде.

- В России вводится универсальная электронная карта (УЭК). В 2013 году ФМС РФ разработан проект Федерального закона «Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации»(1). Почему нас так спешат обеспечить электронными документами, кому это нужно?

- Именно электронные документы, электронные базы данных являются обеспечением рынка электронных услуг, к которому нас настойчиво подводят. Поспешная разработка законопроекта «Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации», является следствием того, что введение в России универсальной электронной карты практически провалилось. Федеральный закон N210 «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» предоставляет гражданам право отказа от универсальной электронной карты (УЭК). Еще до ее введения властям стало очевидно, что сопротивление общества настолько велико, что добровольно указанный документ получит незначительное количество граждан, явное меньшинство населения. Кроме того большинство регионов не выполнило и не в состоянии выполнить поставленные задачи по внедрению УЭК. «Хотели как лучше, а получилось как всегда».

Однако желание выдать гражданам электронный документ, содержащий всю информацию о человеке и его жизни, осталось неизменным. В отличие от УЭК электронный паспорт после принятия закона станет обязательным для всех граждан России, достигших 14-летнего возраста. Универсальная электронная карта (УЭК) является документом, дающим право на получение государственных, муниципальных и иных услуг. Функции электронного паспорта будут теми же, что и УЭК. Электронный паспорт будет обеспечивать доступ к получению электронных услуг как в государственном, так и в частном секторах.

- Какие персональные данные о человеке будет содержать электронный паспорт-карта, те же что и УЭК?

- В УЭК не предполагалось включать биометрические данные человека, она планируется как единый ключ к получению государственных, муниципальных и иных услуг. Электронный паспорт в обязательном порядке должен содержать биометрические данные его владельца. Без согласия и учета мнения граждан Российской Федерации ФМС РФ предлагает незаметно, «в рабочем порядке» обязать всех граждан сдавать свои биометрические данные.

В законопроекте отсутствует конкретизация биометрических данных человека, которые будут включаться в паспорт. Перечень персональных данных, включаемых в паспорт, будет определен Правительством уже при реализации закона. Такой прием позволяет включить в обязательный перечень любые биометрические данные человека включая ДНК и требовать их предоставления при получении электронного паспорта.

- Что такое биометрические данные?

- В соответствии со статьей 11 ФЗ «О персональных данных» биометрические данные - это сведения, которые характеризуют физиологические и биологические особенности человека, на основании которых можно установить его личность (биометрические персональные данные).

Репетиция введения документов с биометрическими данными уже прошла на беженцах и лицах без гражданства. С 1 января 2013 года вступили в силу изменения в ФЗ «О беженцах» и ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». Теперь проездной документ беженца содержит электронный носитель информации с биометрическими данными владельца (электронного изображения лица человека и электронного изображения папиллярных узоров указательных пальцев рук этого человека).

Лицам без гражданства выдается вид на жительство. С 1 января 2013 года этот документ также содержит электронный носитель информации с теми же биометрическими данными. При внесении указанных изменений в Пояснительной записке было откровенно сказано, что при их разработке учитывался опыт государств Европейского сообщества по включению в электронные носители информации данных об отпечатках пальцев рук владельца документа, в том числе нормативные документы государств Европейского сообщества, регламентирующие порядок и объемы получения биометрических идентификаторов.

Таким образом, вначале «опыт Европейского сообщества» и «нормативные документы государств Европейского сообщества» были применены к негражданам России, а затем «удачный эксперимент» продолжен уже над всем населением нашей страны.

Намерения ввести биометрическую идентификацию граждан собственной страны, включая геномную открыто и четко сформулированы в СМИ Председателем Следственного комитета при прокуратуре РФ Александром Бастрыкиным. Он предлагает создать не только общий для страны дактилоскопический банк данных, но и ввести в России геномную регистрацию(2).

Огромную опасность для каждого человека, получившего электронный паспорт, будет включение всех его персональных данных в Реестр документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации. Реестр в концентрированной электронной и фактически общедоступной форме будет содержать всю информацию, в том числе и биометрическую обо всех гражданах России. Такая электронная информация делает возможным любые преступные, в том числе и диверсионные действия. Создается реальная угроза национальной безопасности.

- В законопроекте об электронном паспорте сказано, что до 2025 года наравне с электронной картой будет выдаваться паспорт гражданина РФ. Может быть пока рано беспокоиться тем кто не желает его получать?

- В законопроекте сказано, что с 1 января 2015 года по 1 января 2025 года желающим будет выдаваться паспорт гражданина РФ. Но здесь нужно помнить, что Дмитрий Медведев на заседании Госсовета 23 декабря 2009 года заявил, что в соответствии со «Стратегией развития информационного общества в России»(3) к 2015 году «мы обязаны перевести все госуслуги в электронный вид». Выполнение обязательств по переводу документооборота в электронную форму идет очень интенсивно.

Никаких правовых гарантий доступа граждан к государственным и иным услугам по традиционным документам не предусмотрено. Намеренно создается правовая ситуация, при которой для получения услуг граждане будут вынуждены получать УЭК или паспорт в виде той же электронной карты.

- Зачем в России принимаются концептуальные документы и законы, ставящие под угрозу информационную безопасность каждого гражданина и нашей страны в целом?

- Принятие концепций, программ, федеральных законов по построению информационного общества является выполнением международных обязательств, данных нашей страной. Эти обязательства толкают Россию к участию в создании всемирного рынка электронных услуг, где интересы любого государства приносятся в жертву интересам наднациональных структур, являющихся хозяевами информационных систем и сетей. Об этом откровенно пишется в международных документах.

В Женевском «Плане действий по построению глобального информационного общества» предлагается: «Поддерживать инициативы по международному сотрудничеству в области электронного государственного управления в целях повышения прозрачности, подотчетности и эффективности на всех уровнях государственного управления».

В «Тунисской программе для информационного общества» предъявляются требования, исключающие для независимого суверенного государства информационную безопасность как для самого государства, так и для всех его граждан. Деятельность электронного правительства должна осуществляться на открытых стандартах, целью является доступ к государственной информации и государственным службам, в любое время для кого угодно: «Использовать информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) как инструмент реализации согласованных на международном уровне целей и задач в области развития... путем: разработки и внедрения приложений в области электронного правительства, основанных на открытых стандартах, с целью повышения уровня развития и взаимодействия систем электронного государственного управления на всех уровнях, тем самым способствуя доступу к государственной информации и государственным службам и содействуя созданию сетей ИКТ и разработке услуг, которые были бы доступны в любом месте, в любое время, для кого угодно, с использованием любых устройств».

Являясь основным исполнителем международных и российских документов по построению так называемого информационного общества в России, Министерство экономического развития и торговли РФ еще до принятия федеральных законов проводит в жизнь планы по демонтажу суверенитета страны и внедрению в нашей стране единых международных стандартов, позволяющих включить Россию в единую наднациональную структуру мирового электронного правительства.

В Отчете Министерства экономического развития и торговли РФ «Разработка типовых требований к процессам информатизации органов государственной власти, включая разработку единой методологии построения «электронного правительства» (2003-2004 гг.)» говорится: «Предложения по адаптации передового опыта органов государственного управления других стран в области создания и применения единой функционально-информационной архитектуры органов власти, использования международных стандартов и методологий для задач построения и внедрения «Электронного правительства» в органах государственной власти РФ.

Данный раздел содержит: предложения по адаптации в России зарубежного опыта в области создания и применения единой функционально-информационной архитектуры (ЕФА) органов власти, а также в методологии формирования и применения ЕФА»: «В части создания системы принципов ЕФА. В качестве отправной точки системы руководящих архитектурных принципов ЕФА целесообразно выбрать объединение принципов, изложенных в концептуальных документах Канады, США и Дании...» (http://cio.neweco.ru/2004/march/docs/part2.doc). Человек, получающий паспорт в виде электронной карты, включающей биометрические данные, должен помнить международные документы, обязывающие Россию к соблюдению единых стандартов, прозрачности и доступу к государственной информации и государственным службам и содействию создания сетей ИКТ и разработке услуг, которые были бы доступны в любом месте, в любое время, для кого угодно, с использованием любых устройств.

- Нам предлагают покупать наши конституционные права в виде электронных услуг, но зачем нужны наши биометрические данные?

- Решая задачу рынка электронных услуг, Минэкономразвития, опережая события, спешит выставить на мировой рынок и биометрические данные всего населения России.

Все заверения о том, что электронная карта, а также включение в нее биометрических параметров человека будут способствовать повышению защищенности документов граждан России, снижению рисков мошеннических действий, а также позволят надежно идентифицировать личность гражданина - надуманы и являются неудачным прикрытием истинной цели.

О ней можно узнать, ознакомившись с материалами Российского биометрического портала Biometrics.ru., где откровенно констатируется, что объем биометрического рынка в 2012 году превысил 7 миллиардов долларов. По оценкам компании Biometric Research Group через три года объем мирового биометрического рынка увеличится более чем в два раза - с 7 миллиардов долларов в 2012 году до 15 миллиардов долларов в 2015 году. Там же сказано: «Наряду с анализом рынков Америки, Китая, Индии, Японии, Бразилии, Германии, Африки, Среднего Востока и Азиатско-Тихоокеанского региона в целом эксперты Visiongain изучили также перспективы развития российской биометрии.» (http://www.biometrics.ru/news/obem_mirovogo_biometricheskogo_rinka_v_nineshnem_godu_previsit_7_milliardov_dollarov/).

Таким образом, одним ударом авторы проекта ФЗ «Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации» «толкают» на мировой рынок не только наши конституционные права, но и нас самих в виде персональных, в том числе и биометрических данных, занесенных как в электронную карту, так и в реестр документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, оформленных в виде идентификационных карт с электронным носителем.

- Можем ли мы - граждане России повлиять на решение вопроса введения электронных биометрических паспортов? Имеет ли значение мнение граждан по вопросу построения так называемого информационного общества?

- В соответствии с Конституцией России именно мнение граждан должно быть определяющим при решении любых вопросов. В соответствии со статьей 3 народ является носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации. Народ осуществляет свою власть непосредственно и через органы государственной власти. Статья 32 также гарантирует гражданам право на непосредственное участие в управлении делами государства.

Одной из форм участия граждан в управлении делами государства является всенародное обсуждение социально значимых законопроектов. В нарушение Конституции РФ в Российской Федерации на протяжении многих лет это право граждан игнорируется. Законы, непосредственно затрагивающие права граждан, принимаются в негласном режиме, при котором граждане узнают об изменениях законодательства уже на стадии его применения. Очередным законопроектом, подготовленным в негласном от общества режиме, является проект ФЗ «Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина РФ», разработанный ФМС России. Реализуя конституционное право на участие в управлении делами государства, граждане имеют право требовать отклонения этого законопроекта. Грамотные правовые действия, активность граждан - инструменты влияния на решения власти.

В соответствии с Конституцией нашей страны мы - народ главная движущая сила нашего государства. От нас с вами зависит какой она будет.

Мы решаем: превратится ли народ России в электронное население или будет действительно единственным источником власти, будет ли Россия независимым, суверенным государством или станет одним их серверов мирового электронного правительства. Будущее России в наших руках.

Беседу вела Татьяна Степановна Федяева, автор и ведущая «Народного радио» (программа «Народный интерес»)

Ссылки:

1) http://www.economy.gov.ru/minec/about/structure/depregulatinginfluence/doc20130128_04

2) http://www.rg.ru/2010/03/18/bastrykin.html

3) http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=92004#31EDC2FDBD81A2475D2F3BC651949743

 

http://rv.ru/content.php3?id=10141